Страшное слово «Томос». Стоит ли Луганщине бояться создания поместной церкви?

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Перефразируя известное выражение, можно сказать так: если мы не будем касаться темы автокефалии, автокефалия сама коснется нас. Томос все ближе — 31 августа 2018 г. Вселенский Патриарх Варфомомей на встрече с патриархом РПЦ Кириллом заявил, что вопрос его предоставления Украине можно считать решенным.
Чего ждать, простым верующим, обывателям и власть придержащим, что может такое историческое событие изменить в нашей жизни, и, если проще, нафига это все нам надо. Вопросов с каждым днем становиться все больше. Попытаемся найти на них ответы.

Луганщина по праву может гордиться тем фактом, что в самых непростых условиях войны, длящейся вот уже пятый год, сохраняет устойчивое равновесие и толерантность в церковных вопросах. При абсолютном доминировании в нашем регионе верующих УПЦ, в нем абсолютно мирно сосуществуют представители других православных и самых разнообразных иных конфессий и направлений. Бог уберег нас от конфликтов и противостояний на этой почве, по жестокости порой превосходящих любые другие. Вся мировая история это может подтвердить.
Очень хотелось бы продолжить в том же духе. Но… Предоставление Томоса автокефалии Украине и создание Единой поместной украинской православной церкви может стать поворотным моментом в судьбе нашего края. От того, в каком направлении поведут нас пастыри, зависит такая хрупкая, но благословенная стабильность. Как могут развиваться события после Томоса?.. Давайте разбираться.

Что означает термин «поместная церковь» в православии

Поместная церковь в православии – независимая (автокефальная) церковь со своей организацией и структурой (термин «поместный» происходит от «поместья», что значит «земельное владение»).
То есть поместная церковь – это независимая самоуправляемая церковь на определенной территории. Как правило, поместная церковь является одновременно и национальной церковью, границы юрисдикции которой совпадают с границами национального государства.
Всего в мире есть около двух десятков автокефальных православных церквей: русская, греческая, румынская, болгарская, грузинская, польская, и тому подобное. Все они взаимодействуют между собой и порой принимают совместные решения.
Еще столько же церквей имеют статус самовольных автокефалий, то есть по факту они существуют, однако на международной канонической арене не имеют права голоса.
Наряду с этим выделяются также так называемые автономные православные церкви, находящиеся в подчинении у любой автокефальной церкви (например, Синайская церковь зависима от Иерусалимской), и другие де-факто независимые церкви, которые возникли в XVII-XXI веках (к примеру Древлеправославная поморская церковь), но также не признаются большинством канонизированных церквей.
Стоит заметить, что в православии нет единого церковного центра, как, например, Ватикан в лишенной национальных черт вселенской католической церкви. Святейший патриарх, архиепископ Константинопольский, в отличие от Папы Римского, носит титул Вселенского патриарха чисто номинально и является лишь первым среди равных. Этот титул является своего рода данью уважения других православных патриархов к «материнскому» центру православия.

Какова ситуация с православными церквями в Украине

В Украине существуют три православные церкви, которые возникли во время расколов в начале 90-х годов: Украинская православная церковь Московского патриархата, Украинская православная церковь Киевского патриархата и наименьшая – Украинская автокефальная православная церковь.
Так, УАПЦ считает себя преемницей украинской церкви, которая возникала в 20-х годах и была уничтожена советской властью. В 1990 году она формально возродилась, а в 1995 году к ней присоединились три мощные галицкие епархии УПЦ КП.
В свою очередь, УПЦ КП образовалась после 1992 года, когда значительная часть епископов отделилась от ориентированной на Москву УПЦ МП. Тогда с должности руководителя еще единой мощной украинской православной церкви сместили Филарета, поставив на его место Владимира.
Впрочем, единство новообразования не было стабильным – в 1995 году его руководителем стал уже упомянутый Филарет, после чего Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская епархии откололись раньше в знак протеста против этого избрания и перешли в УАПЦ.
Другими словами, из-за организационных противоречий за 26 лет независимости в нашем государстве так и не была сформирована единая украинская поместная православная церковь, которую бы признавали на международной конфессиональной карте.
УПЦ МП фактически подчиняется Русской автокефальной церкви, УПЦ КП – считается самовольной автокефалией, УАПЦ несмотря на название де-факто является самостоятельной конфессиональной единицей.
Заметим, что УПЦ МП считает другие украинские церкви «раскольниками», но это определение противоречиво, поскольку все они исповедуют веру в единого Христа, признают Символ веры, правила и учение святых отцов, а их разделение административно.

Почему создание единой украинской поместной православной церкви важно

Под единой украинской поместной православной церковью понимают церковь украинского народа, границы юрисдикции которой совпадают с государственными границами.
Как правило, возникновение самостоятельного государства какого-либо православного народа почти сразу влекло и создание его поместной церкви. То есть поместная церковь является еще одним гарантом независимости страны. И в случае Украины так не произошло – она осталась на конфессиональном уровне связана с Российской Федерацией.

Что нужно для создания единой украинской поместной церкви

Общепризнанным является факт, что каноны Православной Церкви не дают прямого определения способа провозглашения автокефалии той или иной Церкви, поэтому дело в традиции.
Так, автокефальной может быть только та Церковь, которая доросла до самостоятельного бытия, имеет внутренние возможности существовать независимо от другой церковной власти. Для этого требуется наличие по меньшей мере трех епископов, два из которых, в случае смерти одного из иерархов, могут поставить его преемника.
Автокефальной может быть только та Церковь, которая имеет достаточное количество пастырей и паствы для того, чтобы ее служение совершалось нормально.
Еще одним фактором для провозглашения автокефалии является политическая независимость народа, среди которого соответствующая Церковь несет свое служение.
Во время принятия решения об автокефалии принимается во внимание мнение государственной власти соответствующей страны.
Определяющим фактором провозглашения автокефалии является общая воля епископата, духовенства и мирян соответствующей Церкви, выраженная через постановление Поместного Собора.
После принятия соборного решения об автокефалии оно проходит процесс признания со стороны Матери-Церкви и других поместных православных Церквей. Подчеркнем тот факт, что на основе канонических правил и исторического опыта Христовой Церкви автокефалия не предоставляется, а признается другими Поместными Церквями.
Право провозглашения автокефалии, при наличии условий и оснований, одним из которых является соответствующая государственно-административная независимость, принадлежит Собору Церкви, которая провозглашает свою автокефалию, а право первой признать эту автокефалию принадлежит Матери-Церкви.
Другими словами, Украина имеет поддержку Вселенского патриарха, есть взаимопонимание между украинскими православными церквями и намерения президента. Не хватает лишь уверенности в том, что все поместные церкви, в частности Русская православная церковь, признают ее независимость. Именно из-за несогласия последней вопрос «украинской поместной церкви» растянулся на десятилетия.

Стоит ли опасаться создания Единой Поместной Церкви.

Существует миф, который активно поддерживается и множится противниками создания Единой поместной украинской православной церкви о, нибыто угрозе, нависшей над сторонниками УПЦ (МП), у которых, после получения «Томоса» незамедлительно «отожмут» все храмы, а людей насильно будут загонять во вновь созданную, контролируемую государством религиозную структуру.
Но это все, ни что иное, как последние попытки руководства РПЦ, которая не желает терять лакомый кусок пирога, именуемым «УПЦ (МП) ».
После создания единой православной поместной церкви, она не станет государственной и, как гарантировано Конституцией Украины, церковь и религиозные организации отделены от государства, никакого обязательства входить в нее не будет. Глава государства Петр Порошенко заявляет, что в Украине будет гарантирована свобода совести и все желающие смогут остаться в своей церкви.
Безусловно, есть объективные риски, что переход верующих из УПЦ в поместную церковь будет сопровождаться многочисленными конфликтами либо инспирированными «сверху», либо возникшими на уровне самих прихожан. Сообщения о конфликтах между верующими одного прихода, часть из которых решила перейти в Киевский патриархат, а часть остаться в Московском, появляются и сейчас. С созданием автокефальной церкви их количество может возрасти.
С другой стороны, для людей, которые не слишком близки к Церкви, с предоставлением автокефалии Украинской церкви мало что изменится. Для воцерковленных людей, кто каким-то образом пользуется церковными услугами – жизнь станет проще. Например, сейчас нередки случаи, когда церковнослужители различных православных конфессий, не признают обряды друг друга, считая «не свое крещение» или отпевание покойного «неправильным». После того, как украинская церковь станет единой, канонической, страх, что кто-то «неправильно» окрестил или похоронил исчезнет.
Что будет с имуществом церквей? Все останется как было. Для государства нет разницы, каноническая церковь или нет, главное, чтобы она была законно зарегистрирована: должен быть устав религиозной организации, тогда эта организация может действовать.
А что будет на Луганщине после обретения Украиной «Томоса»? Скажем так, если церковные архиереи проявят гражданское мужество и государственническую позицию, не станут противиться созданию приходов новой канонической церкви, волеизъявлению отдельных прихожан перейти во вновь созданную религиозную структуру, в регионе будет созданы иные, более комфортные условия для верующих людей с правом выбора в конкурентной среде священников.
Как бы там ни было, но обретение автокефалии Украиной – процесс исторический. И он необходим в становлении независимой страны: с собственной национальной территорией, идеей, властью и церковью. Безусловно, создание Поместной церкви не будет легким и простым. Но если это удастся добиться, выиграют от того не только верующие и воцерковленные, но остальные украинцы, поскольку церковь станет ближе и роднее, чаще будет откликаться на проблемы и потребности людей, станет тем, чем и должна быть для человека – поддержкой и опорой на нелегком жизненном пути.


Интернет реклама УБС

Предыдущий Потешная война Дунаева со своим пиролизом
Следующий Как Денис Боговой и «СВОИ» дарят детям из Лисичанска «путевку» в спортивную жизнь
x

Читать также...

Оппоблоковец, директор «Лисичанскводоканала» мертвой хваткой вцепился в заветное кресло

12 июня мэр Сергей Шилин подписал распоряжение №210 о проверке КСП «Лисичанскводоканал». Банальная вещь. Депутаты Лисичанского городского совета решили воспользоваться обычным их законным правом пойти на предприятие, как представители собственника, ознакомиться с текущими делами на ...

WP Facebook Auto Publish Powered By : XYZScripts.com